1.AND THOU SHALT TRUSTt...THE SEER
Немецкая группа с не очень поэтичным названием, которое можно перевести как «Изможденные», решила, видимо, заткнуть за пояс всех тех, кто пытался соединить тяжелый металл и классическую музыку. Они не просто сделали металл с элементами классики, как это принято у многих блэкеров, думеров или готов, а снабдили тяжелую музыку столькими штучками из арсенала классической, средневековой и фольклорной музыки, что временами кажется, что это вообще даже не рок. Или же, наоборот, всю эту музыку металлизировали? В общем, какая разница? На момент записи первого альбома в группе было целых 16 человек, что уже вызывает восхищение. Среди них вокалист (и гитарист) Асис Нассери, любящий гроулить, и две вокалистки, Карин Боденмюллер и Сазема, поющие на английском, немецком или латыни (причем иногда все три языка присутствуют в одной композиции), рок-ритм-секция и целый набор классических инструментов – фортепьяно, скрипка, виолончель, флейта, гобой, кларнет, арфа и т.п. Уже на своем дебютнике с таинственным названием «И ты доверишься… провидцу» группа показывает свой уникальный стиль – причем так, будто они совсем не новички, что, в принципе, является правдой, поскольку образовались они еще в 1991 г. и успели уже выпустить демо, минидиск и промо. Данная работа, как, впрочем, и последующие, была задумана концептуальной – и, как вы думаете, на какую тему? Конечно же, средневековье – страшное и загадочное.
1) «The Day as Heaven Wept». С самой первой композиции можно получить хорошее представление об этой команде. Играет акустическая гитара, присоединяются флейта и клавесин, а затем редкие ударные и виолончель со скрипкой. Вступает фортепьяно, сопровождаемое флейтой. Наконец ударные начинают играть нечто маршевое, а вскоре появляются два голоса – женский (сопрано) и мужской (бас). В сопровождении различных классических инструментов они поют либо по очереди, либо вместе о темных временах, когда свирепствовала инквизиция. Вновь играет фортепьяно, присоединяется гобой, сопровождаемый зловещим полушепотом Асиса Нассери и хором (кстати, он у группы собственный). Мы видим пепел на месте сожжения тех, кто пытался сопротивляться; дым поднимается в тусклом свете бледной луны. Неужели Бог не видит, как его именем решают, кому нужно жить, а кому – умереть? После прекрасного соло на флейте Асис повторяет последние строчки, переходя на гроулинг, и тут-то и начинается самый что ни на есть металл с искаженными гитарными риффами и мощным драммингом, однако периодически звучат скрипка и флейта. Музыка, несмотря на такие вроде бы несовместимые жанры, тем не менее, не кажется эклектичной. Тем временем Асис продолжает рассказ. Бог все видит и печаль наполняет его. Ради этих людей он когда-то позволил распять своего собственного сына, и что же теперь? Видя, что происходит на Земле, заплакали все обитатели неба. И тогда Бог решает послать человека, который станет предвестником конца человечества, которое не оправдало его надежды. Некоторые строки Асис позволяет петь одной из девушек.
2) «Origin of a Crystal Soul». Тем временем мы плавно переходим в следующую композицию. Играет электрогитара, к которой присоединяется ударные, а также гобой, флейта или виолончель. Затем вступает фортепьяно, и вновь возвращается электрогитара. Вступает женский вокал, поющий о встрече тех людей, которых считают еретиками. После того, как Асис гроулит последние несколько слов, появляется орган, сопровождаемый ритм-секцией, а хор поет на латыни: «Освободи меня, Боже, от смерти, в ужасный ее день!» Далее, под металл и фортепьяно, поют одна из девушек, Асис и хор. Называется даже точная дата – 14 декабря 1503 г., день, когда в этот мир явился будущий пророк. После небольшого фортепьянного соло возникает приятная музыка с флейтой и цокающими перкуссиями, напоминающая о танцах при каком-нибудь средневековом дворе. Возвращается фортепьяно, к нему присоединяется виолончель, а затем и жесткая ритм-секция с ревом Асиса. Здесь он уже поет на своем родном языке, сообщая о рождении мальчика, который должен стать великим пророком, ощущающим печаль вокруг. Музыка убыстряется, а девушка произносит на французском языке имя: Мишель де Нотр-Дам. В конце звучат различные классические инструменты вроде клавесина и флейты и цитируются некоторые моменты предыдущей композиции.
3) «Requiem in D-Minor». Мы подошли к первой инструментальной интерлюдии, полностью выполненной в ключе классической музыки. Несколько настроений быстро и плавно сменяют друг друга. Играют флейта и гобой, а их сопровождают другие инструменты оркестра. Музыка грустная и, судя по названию, воплощает скорбь по человечеству, которое должно погибнуть.
4) «In a Pale Moon’s Shadow». Эпическая композиция продолжительностью 9,5 минут. После короткого вступления на флейте Асис, в сопровождении ритм-секции, проговаривает первое слово, а затем хор начинает петь а капелла на латыни: «Ты противостоишь вечному врагу и тут же даешь вечный мир. Так будь же впереди всех – мы избежим любого развращения». Во второй раз те же строки хор произносит уже под риффинг и ударные. Через некоторое время появляется фортепьяно, а к нему присоединяются виолончель и глухие ударные. Ненадолго возвращается ритм-секция. Женский голос поет о том, что юному Мишелю видятся странные сны, однако отец (гроулинг Асиса) говорит ему не бояться. Металлические и классические фрагменты постоянно меняются или же звучат одновременно. Хор повторяет фразы на латыни, звучат скрипка и виолончель, а потом возвращается ритм-секция. Эффектно звучит, когда ударные начинают стучать в духе марша. То женский, то мужской голос рассказывают нам о печальных картинах, которые видит мальчик; ему хочется, чтобы он вернулся к реальности. Неужели это происходит на самом деле? Подняв голову, он видит, что даже небо стало кроваво-красным. Под красивую музыку Асис поет на немецком языке, однако время от времени вступает жесткая ритм-секция. Мишель продолжает видеть, как на казнь везут еретиков, как на костре сжигают ведьму с рыжими волосами, а вокруг темная-темная ночь. Переходы от более мягкой к тяжелой музыке, видимо, должны подчеркнуть различие между двумя различными состояниями души Мишеля.
5) «Cantus Firmus in A-Minor». Вторая инструментальная интерлюдия в классическом духе представляет собой повторение нескольких простых мелодий и является чем-то вроде передышки после столь большой и сложной композиции.
6) «De la Morte Noire». Еще одна эпическая вещь – на этот раз на 8 минут. Вступает фортепьяно, к которому присоединяется тяжелый риффинг. Появляются ударные, ускоряющие ритм, однако фортепьяно продолжает вести мелодию, в сопровождении металлических и классических инструментов. Музыка вновь убыстряется со вступлением гроулинга. Видения, являющиеся Мишелю, становятся яснее, и вот он видит смерть короля: «Мой король мертв. Нет!!!!! Умирает от копья… так медленно…» Это Генрих II, которого смертельно ранили на турнире. К голосу Асиса здесь присоединяется сопрано. Внезапно наступает затишье, затем появляется одинокое фортепьяно, к которому присоединяется оркестр и глухой стук ударных. Через какое-то время вступает ритм-секция, играющая довольно медленно. Возвращается гроулинг: Мишель вытирает слезы и пытается понять, что с ним происходит; вероятно, он пытается заверить себя, что его видение было лишь плохим предчувствием, но надежда на это становится все меньше. После небольшого фрагмента с сопрано появляется акустическая гитара. В ритме средневекового танца Асис (иногда с одной из девушек) продолжает рассказ на немецком языке: тем временем во Францию приходит чума, Черная Смерть, и люди мрут один за другим. Инструментальная интерлюдия звучит жестко, а затем еще раз повторяется фрагмент на немецком языке под ту же музыку, только Асис уже поет один. Вновь появляется металлическая ритм-секция. Она внезапно затихает, но возвращается под фортепьяно. Периодически звучат струнные. Звучит последний куплет: Нострадамус пытается спасти заболевших, но среди них оказываются самые близкие ему люди. Он кричит также, как и тогда, когда понял, что умер король: «Моя жена… сыновья… Нет!!!!!»
7) «Lost (Robin’s Song)». Сразу же вступает жесткая ритм-секция, однако затем остается акустическая гитара, сопровождаемая виолончелью, скрипкой и гобоем. Асис поет более или менее нормальным голосом, т.е. не ревет и не кричит. Мишель ничего не смог поделать, чтобы спасти самых близких ему людей. Голос Асиса в припеве красиво сменяется сопрано. А бедный Нострадамус, видя мертвые тела, начинает обвинять во всем Бога, и внутрь него заползает тьма. Присоединяются ударные, однако музыка становится тяжелее через некоторое время, а Асис поет уже с хором. Мишель упал на землю и плачет, надеясь, что никто не услышит, как падают его слезы.
8) «A Midnight Gathering». Композиция, очень отличающаяся от других. Мы слышим какой-то племенной ритм, отбиваемый ударными. К ним присоединяется красивая флейта, а потом появляется хор. Мы покидаем Мишеля и оказываемся в лесу среди каких-то существ, которые приглашают нас присесть у костра. Огонь пылает все ярче, просыпаются души героев, и все заполняет атмосфера старинных историй. Затем те, кто нас пригласил, прощаются с нами, поскольку они должны исчезнуть с рассветом. Заканчивается композиция так, что становится понятно: музыканты далеко не все сказали.
Что же, действительно уникальная музыка, которую просто надо слышать. Ребята неплохо сочетают совершенно разные вещи, но так, что получается единое целое. Разнообразие вокалов также радует. Гроулинга сравнительно мало, но и тот, что есть, неплохо вписывается в общую картину. Хорошая также обложка – гравюра Дюрера под названием «Меланхолия I». На ней изображена погруженная в раздумья крылатая Меланхолия, а вокруг нее в беспорядке нагромождены разные символические вещи. Картина трактуется обычно как олицетворение творческого духа человека, поскольку в эпоху Возрождения меланхоликов считали людьми творчества. Что касается собственно альбома, то единственная претензия у меня к нему заключается в том, что хотелось бы побольше, а то всего 40 минут. За столько лет все-таки можно было сделать дебютник и попродолжительнее!
2.AWAKING THE CENTURIES
По сравнению с первым альбомом, этот уже более совершенен, более доработан. Музыка стала мелодичней, гроулинг вокалиста звучит теперь не где попало, а к месту. Также "диковинные" инструменты теперь не понатаканы во все треки сразу и все вместе, что создавало определеную какофонию на первом альбоме. Как по мне, то Haggard - не sympho metal, потому что их музыка скорее просто содержит некоторые классические инструменты. Слишком часто скрипки выходят на передней план, что заглушает другие элементы. Конечно, сложно записать и свести столько инструментов воедино, но если приходится напрягать слух и мозг, чтобы понять, чтоже там звучит, может не стоило и записывать звуки которые плохо слышны? Сильные композиции - "In A Fullmoon Procession", "The Final Victory", "Awaking The Centuries". Заглавная вещь нравится с первого раза и навсегда. Ей - оценка 10 Но жаль, что остальная часть альбома не получилось такой же.
3.EPPUR SI MUOVE
Мощный, многоплановый альбом, поражающий размахом и эпичностью. Германцы из Haggard смогли сделать что-то невозможное в плане саунда. Звук плотный, выверенный, без разброда и шатания. Качественная музыка а-ля эпоха возрождения органично вплетена в мощную металлическую основу. Здесь нет места застоявшейся музыке Кристофера Йонсона, которая только может оттенять былое величие мегазверя из Швеции. Нет, конечно сравнивать этот альбом Haggard с последним музыкальным опусом Therion как-то не получается – совершенно разная фактура и подход к конечному продукту. Если Йонсон делает что-то малопонятное, замешанное на агонизирующем хеви метале, то Haggard продолжает добрую традицию органичного соединения дет-дума с симфонизмом. Тем, кто хочет настоящего металла, а не очередной симфонии с довесками из хард-гитар – к прослушиванию этот альбом обязателен